новости

Варианты развития территории: результаты соцопроса о Старом Демидовском заводе

Команда проекта по обновлению территории Старого Демидовского завода проводила опрос жителей Нижнего Тагила в марте 2022 года. Опрос стал логичным продолжением проектных сессий с экспертами: тогда мы сформулировали несколько гипотез о территории завода, и мнение жителей города позволило нам верифицировать их и развить. В опросе приняло участие 430 человек. В финальной части нашего материала о результатах соцопроса мы расскажем, как жители Нижнего Тагила видят будущее Старого Демидовского завода и какие функции и услуги хотят иметь на его территории.

Варианты развития территории

Для респондентов крайне важно сохранить исторический облик территории Старого Демидовского завода.

Предпочтительные варианты развития будущей территории связаны с исходным назначением объекта после закрытия действующего завода — то есть, с музейной, культурно-креативной, природной и образовательной функциями.

Вторая группа ответов связана с событийной и научно-исследовательской деятельностью.

Наименее популярные варианты развития — те, что отклоняются от исходной сущности и назначения территории завода и направлены на коммерциализацию (открытие торговых, арендных и жилых площадей).

Образ будущей территории СДЗ в сознании тагильчан неотделим от исторического.

Что тагильчане хотят видеть на территории

Один из самых популярных ответов на этот вопрос — парковая зона и музей. По мнению большинства опрошенных, необходимо усиление доступности и комфорта территории при минимальном вмешательстве и отсутствии современных добавлений. Территория должна быть восстановлена — проявления коммерциализации негативно скажутся на аутентичности, духе места, символической ценности территории.

В меньшей части ответов (связанных с такими вариантами, как арт-кластер, открытая и закрытая событийные площадки, мастерские, локальные маркеты, общепит) выражена более открытая позицию к современным решениям: отказ от существенных визуальных изменений при активизация посещаемости и коммерциализации (реализации событийных мероприятий, коммерческих и социальных проектов).

Уникальные ответы: коворкинг, площадка для МСП, граффити споты, торговые точки, парковка, видовые площадки, фотозоны, научные лаборатории, локальные маркеты, спорт, библиотека, современные экологические технологии, образовательная функция, отель, речной трамвай, скейт-парк, IT-кампус, каток, термальный бассейн, теннисный корт, волейбольная/баскетбольная площадка.
Отдельное внимание в ответах уделяется детскому блоку программы (образовательно-развлекательным мероприятиям и инфраструктуре) — поскольку Старый Демидовский завод обладает огромным символическим ресурсом, отсылающим к истории города и края, для тагильчан особенно важно передавать это знание младшим поколениям. Связь с территорией выступает как инструмент воспитания исторической преемственности.

На основании ответов респондентов, для полноценного воплощения музейной функции в жизнь на территории должны быть физически представлены элементы, отсылающие не только к былой организации производства, но и к жизни и быту заводчан – инсталляции, участок с реконструкцией старого заводского поселения.

Свободное времяпрепровождение

Свободное время в городе тагильчане предпочитают проводить преимущественно в парках и скверах.

Среди активной части населения, откликнувшейся на опрос, также распространено посещение массово-зрелищных мероприятий, выставок и музеев, кафе и ресторанов.
Исходя из уникальных ответов, и в теплое, и в холодное время тагильчане предпочитают ездить за город, на природу, в лес. Также ответы иллюстрируют отсутствие сезонности — за исключением ТЦ «Депо», прогулочно-досуговая деятельность респондентов реализуется в одних и тех же местах, вне зависимости от времени года.
Среди взрослого населения многие выражают потребность в прикладных, практико-ориентированных курсах, секциях и клубах, в том числе с возможностью группового времяпрепровождения (создать что-то своими руками, в компании друзей) — ремесленно-прикладные курсы, гастрономический досуг.

Тагильчане тяготеют к велопрогулкам по городу и испытывают потребность в расширении сети велодорожек, велоинфраструктуры в целом. Как среди взрослой части населения, так и среди молодежи и детей — потребность в местах для социального взаимодействия (антикафе, игровые клубы, рюмочные и пр). Ощущается нехватка общественных пространств в городе.
У детей и подростков имеется особая потребность в бюджетных, в том числе бесплатных, вариантах — по всем направлениям досуга. При этом имеющиеся предложения локализованы в центре города — отсюда вырастает необходимость в расширении географии секций и кружков.

Присутствует нехватка спортивных и творческих секций и кружков, а также секций и кружков технического направления. Кроме этого, опрошенные тагильчане хотели бы видеть больше исторических и краеведческих курсов дополнительного образования.

Достопримечательности

В качестве визитной карточки города респонденты выделяют природно-ландшафтный парк «Лисью гору», Старый Демидовский завод, набережную Тагильского пруда, Тагильскую лагуну, Театральный сквер, Парк им. А. П. Бондина.

Значимой составляющей достопримечательностей города выступают музеи: Нижнетагильский музей изобразительных искусств, музейно-выставочный комплекс Уралвагонзавод, Историко-краеведческий музей Нижнего Тагила, Нижнетагильский музей истории подносного промысла «Дом Худояровых», Музей-усадьба «Демидовская дача».

Также для демонстрации города приезжему тагильчане предпочитают природные объекты Нижнего Тагила и окрестностей: г. Голый Камень, г. Красный Камень, г. Высокая, г. Долгая, г. Белая, комплекс трамплинов «Аист» и пр.

Демонстрация города туристу ассоциируется с «Малахитовой линией» — главным пешеходным маршрутом Нижнего Тагила.

Часть респондентов отмечает отдельные исторические, культурные и архитектурные объекты города.